Информационная война вокруг Южной Осетии (2008)

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к: навигация, поиск

Информационная война во время войны в Южной Осетии 2008 года играла значительную роль, так как влияла на общественное мнение относительно действий той или иной стороны.

Отключение телевещания[править]

По сообщению секретаря Совета национальной безопасности Грузии Александра Ломая, российские СМИ ведут против Грузии «информационную войну». В связи с этим грузинские власти с 9 августа прекращают вещание на подконтрольной территории всех российских телеканалов, сообщил 8 августа вечером телеканал «Вести». 9 августа Грузия прекратила вещание всех российских телеканалов на своей территории, время вещания «Голоса Америки» на грузинском языке было увеличено.[1] По другим сведениям, запрещены были только телеканалы с новостными программами — Первый канал, РТР, НТВ и RTVi; такие каналы, как ДТВ, ТНТ, СТС, «Культура» можно принимать в обычном режиме[Источник?]. Большая часть эфира российских новостных каналов действительно была занята комментариями ситуации со стороны властей непризнанной республики Южная Осетия, сообщает Lenta.ru.[2]

Несколько жителей Тбилиси сообщили корреспонденту «Кавказского узла» о возобновлении вещания русскоязычного телеканала RTVi (основным акционером которого является эмигрировавший из России олигарх Владимир Гусинский).[3]

10 августа Первый канал сообщил об избиении в Тбилиси своих журналистов, освещавших митинг беженцев.

18 августа было сообщено о прекращении вещания RTVi, транслировавшего программы радиостанции «Эхо Москвы». По официальному заявлению, это было сделано в связи с военным положением, по мнению главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, в связи с тем, что по нему было транслировано выступление на радио министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «Это случилось после интервью Лаврова, потому, что больше никаких интервью российских политических деятелей на территории Грузии никто не показывал, а мы это сделали специально для RTVI, чтобы грузины знали российскую позицию»[4].

Атаки на веб-сайты[править]

Сайт МИД Грузии после взлома

Вечером 8 августа сайты МИД и других правительственных структур Грузии подверглись атаке хакеров, сообщает Интерфакс.[5] На главной странице сайта МИД помещён коллаж из фотографий Адольфа Гитлера и Михаила Саакашвили. В связи с этим официальные заявления представителей грузинской стороны будут распространяться через информагентства, сообщили представители МИД Грузии. Нормальная работа официальных сайтов будет возобновлена в течение нескольких дней.

В свою очередь, южноосетинская сторона также заявила о производящихся хакерских атаках на южноосетинские сайты. На сайте государственного комитета по информации и печати республики Южная Осетия сообщается, что «в связи с проводимой DDoS-атакой осетинские сайты часто подолгу недоступны». Для разгрузки был запущен дополнительный сайт Цхинвал.ru, сообщает Лента.ру.[6] C началом активных военных действий был создан клон официального сайта южно-осетинского информационного агентства «Осинформ» с похожим адресом (ср.: osinform.ru и os-inform.com), на котором подаётся грузинская версия происходящих событий и даже размещаются фальшивые заявления от имени президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты.

Некоторые СМИ сообщали о взломе грузинского ресурса «Грузия Online». DOS-атакам подвергся сайт РИА «Новости»[7], а также сайт российского англоязычного телеканала Russia Today (как было выяснено, с тбилисского IP-адреса)[8].

Кроме того, атаке подвергся официальный сайт президента Грузии.[9]

12 августа президент Польши Лех Качиньски предоставил правительству Грузии свой сайт — для публикации материалов, освещающих события в Южной Осетии.[10] Этот сайт также подвергся атаке.[11]

Интернет-война[править]

8 августа лидеры движений «Наши», «Россия Молодая», «Местные» и «Молодая Гвардия» подписали заявление, в котором призвали своих сторонников к «информационной войне против режима президента Грузии Михаила Саакашвили» на всех интернет-ресурсах.[12]

Согласно сообщению агентства «Интерфакс», 9 августа Грузия заблокировала доступ ко всем сайтам в домене .ru.[13][14] Позднее это подтвердил и корреспондент РИА «Новости» в Грузии[15].

По некоторым сведениям, в России был заблокирован доступ к грузинским сайтам — об этом сообщали некоторые западные источники[16] и российский оппозиционный сайт Каспаров.ru.[17] Основным свидетельством называлась недоступность ряда грузинских сайтов (civil.ge, newsgeorgia.ru, president.gov.ge). В официальных российских СМИ сообщений об этом не было. Также, как утверждала американская компания Renesys Corp., специализирующаяся на отслеживании интернет-трафика, в России «не было никаких попыток ограничить трафик из Грузии».[9] Ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Виктор Камлюк также опроверг данные сообщения: по его мнению, причина недоступности грузинских сайтов была исключительно в DDos-атаках[18].

Директор исследовательского центра по компьютерной экспертизе Университета Алабамы в Бирмингеме Гэри Уорнер (Gary Warner) считает, что российские власти не причастны к атакам на грузинские сайты. По его словам, он обнаружил на сотнях российских форумов и блогов такой же скрипт для DDos-атак, какой распространялся для атак на эстонские сайты[19].

Многие эксперты также отметили слабую скоординированность атак, явившуюся следствием отсутствия их серьёзной поддержки, и их относительно небольшую роль в информационной войне[20].

В СМИ упоминались также кибер-атаки на отдельные сайты в домене .ge.[16]

Известный деятель Рунета Антон Носик заявлял также о масштабной информационной войне в блогосфере: «В блогосфере во время последней войны (в Южной Осетии) мы видели целенаправленную работу людей, которые утром приходили на работу и садились озвучивать определенные взгляды во всех местах, где они видели неспровоцированное обсуждение тематики. Они утром начинали и поздно вечером заканчивали, а потом вторая смена приходила <...> До введения российских войск в Грузию 80 % читателей моего журнала сказали, что в Грузию входить не надо, но 20 % сказали, что надо. А в последующие дни эти 20 % производили 120 % политических комментариев. Каждый человек, который находился при исполнении, он свое мнение высказывал десять раз от десяти разных имен. В результате я в своем собственном журнале получал ощущение, что вообще не осталось никакой точки зрения кроме той, которая существует на Гостелерадио. И это было сделано средствами интернета, это было сделано в свободной конкурентной среде, про которую нам привычно думать, что такого рода манипуляции в ней не возможны»[21].

Даже через месяц после окончания конфликта сообщалось об атаках на осетинские сайты, электронные почтовые ящики и аккаунты интернет-пейджера ICQ[22].

Освещение войны западными СМИ и оценки этого освещения[править]

События в Южной Осетии комментировали многие западные СМИ. Так, британский телеканал «Sky News» показал в новостном выпуске 8 августа видеосюжет об обстреле сёл Южной Осетии и столицы республики — Цхинвали грузинской артиллерией в ночь на 8 августа, а на следующий день сопроводил его сообщением, что «Россия ведёт обстрел территории Южной Осетии, входящей в состав Грузии».[Источник?]

Долгое время западные телевизионные каналы не вели репортажи непосредственно из Цхинвали, однако почти все сообщали о катастрофических разрушениях города сперва под огнём грузинской артиллерии, затем под огнём артиллерии российской.[23] Все представители западных СМИ базировались в Тбилиси и сообщали о разрушениях в грузинских городах Гори и Поти, военные объекты в которых подвергались не вполне точечным российским ударам с воздуха, что привело к жертвам среди мирного населения.[24][25] В Цхинвали находились только российские телеканалы и один украинский. И только впоследствии Цхинвал посетили более 100 иностранных журналистов.[26]

Российский информационный канал «Вести» приводит слова депутата Европарламента Джульетто Кьеза, что итальянские СМИ «сообщают о том, что Грузия была подвергнута атаке со стороны Южной Осетии, что Россия ведёт войну против Грузии с целью захвата этой страны. Это сплошная ложь».[27] Фиксировались и другие факты фальсификации со стороны итальянского телевидения. Так, несколько русских, проживающих в Италии и имеющих доступ и к итальянскому, и к российскому телевидению, обратились в римское представительство РИА «Новости», заявив, что видели, как кадры с выступлением старушки-осетинки, потерявшей дом в ходе обстрела, превратились на итальянском телевидении в выступление «грузинки», пережившей «российские бомбардировки»[28].

Владимир Путин заявил 11 августа, что западные СМИ и политики цинично пытаются представить агрессора в качестве жертвы: «Удивляет, конечно, не сам цинизм политики — политика, как часто говорят, сама цинична — удивляет масштаб цинизма, умение выдавать белое за чёрное, чёрное за белое, умение ловко выставлять агрессоров в качестве жертвы агрессии и возлагать ответственность за последствия на самих жертв… Нынешних грузинских политиков, которые в одночасье стёрли с лица земли десять осетинских деревень и танками давили детей и стариков, заживо сжигавших людей в домах, — вот этих деятелей надо взять на защиту. Когда-то президент США говорил в отношении одного из латиноамериканских диктаторов: Сомоса, конечно, мерзавец, но это наш мерзавец».[29]

Позже из трансляции BBC была вырезана часть заявления «которые в одночасье стёрли с лица земли десять осетинских деревень и танками давили детей и стариков, заживо сжигавших людей в домах, — вот этих деятелей».[30]

14 августа председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв заявил, что западные СМИ, в частности, американский телеканал CNN, «безобразно» освещали события в Южной Осетии: «почти сутки CNN, BBC и другие каналы не показывали и сейчас не показывают Цхинвали». По его словам, в определённый момент на CNN и BBC до буквы совпал даже заголовок новостей — «Грузия сражается». И на фоне этого — картинки разрушенных домов — неважно, кем они разрушались, неважно, что это грузины стреляли по Цхинвали, добавил Косачёв. «Все это очень удобно ложится в ту теорию, которую до сих пор исповедовал Запад по отношению к „свободной демократической Грузии“ и по отношению к „агрессивной России“, которая эту Грузию пытается как-то подавить», заявил Косачёв.[31]

12 августа бывший президент СССР Михаил Горбачёв заявил, что после нападения грузинской стороны на Цхинвали обвинения в адрес России в «агрессии „против маленькой беззащитной Грузии“ выглядят не только лицемерными, но и бесчеловечными». По мнению Горбачёва, в западной прессе не получили должного освещения последствия гуманитарной катастрофы.[32] 15 августа Горбачёв оправдал помощь России Южной Осетии, заявив: «Россия действовала, отвечая на агрессию с грузинской стороны. Нельзя было оставить без внимания такой разгром и уничтожение людей». Горбачёв вновь отметил однобокость и предвзятость западных СМИ в освещении событий, выразив по этому поводу своё сожаление.[33][34]

21 августа правозащитник, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод отметил необъективность зарубежных СМИ и правозащитных организаций в освещении событий. «Вчера был весьма показательный звонок из Риги. Звонили из русской газеты люди, которые прочли на информационных лентах о нашей встрече в Общественной палате. Для них было просто открытием, насколько страшной была бойня в Южной Осетии. Видимо, свое представление о произошедшем коллеги формировали на основе материалов CNN и зарубежных информагентств, где Россия абсолютно неоправданно рисовалась агрессором». По его мнению, некоторые правозащитные организации стремятся умолчать о погибших жителях Южной Осетии или занизить цифры. Как сказал Брод, «зарубежные коллеги либо не удосужились приехать в республику, либо высасывали информацию из пальца».[35]

26 августа российский телеведущий Владимир Познер, комментируя в эфире радиостанции «Эхо Москвы» освещение событий в Южной Осетии западным телеканалами заявил[36]:

Ощущения мерзостные … Мерзостные по всем азимутам. Но самые мерзостные, мне трудно говорить, но самые мерзостные американские, конечно. … Просто полное вранье. Там вообще не говорилось о том, что что-то было в Цхинвали. То есть у рядового американца такое впечатление, что Россия вторглась в Грузию. Почему вторглась, вот потому что русские такие. Россия такая. Путинская Россия. Медведев это с их точки зрения, опять как он подается, это прилежный ученик Путина. Насчет того, что такое Южная Осетия, что такое Абхазия, ну ни малейшего, ноль. То есть и мне так это было обидно, потому что я помню, какое было американское телевидение, какие там были люди. Как это все подавалось. Сейчас это просто какой-то ужас.

8 сентября журналисты телеканала Russia Today обвинили CNN в подлоге и грубой фальсификации. По их словам, американский телеканал, демонстрируя кадры разрушений осетинского Цхинвала, заявил, что речь идёт о грузинском Гори. Один из журналистов сказал по поводу освещения событий западными СМИ: «война Грузии в Южной Осетии нанесла катастрофический удар по их репутации. Впервые они замалчивали события в военном конфликте, а порой, как показал пример с CNN, занимались и фальсификацией».[37][38] Подобные сообщения появлялись и ранее. Так, москвичка Светлана Козаева, приехавшая в Цхинвал 11 августа, заявила, что узнала город в кадрах BBC и CNN, подавашихся как кадры из Гори: «'Подвалы полны трупов. Это была этническая чистка. Грузины опустились до того, до чего не опускались даже немцы во Второй мировой войне. А Си-Эн-Эн и Би-Би-Си показывают картинку из Цхинвали и говорят, что это Гори. Я своими глазами увидела фальшивые кадры. В репортаже из Гори показали улицу моего родного города, улицу Героев. Зачем западные СМИ оправдывают грузинского президента Саакашвили и его преступный режим?»[39].

11 сентября премьер-министр России Владимир Путин заявил: «Меня удивляет, насколько мощной является пропагандистская машина так называемого Запада. Потрясён! Это удивительно! Это ни в какие ворота, как у нас говорят, не лезет, но тем не менее пролезает! Рядовой человек не следит за событиями, и ему легко навязывается точка зрения.» Он выразил удивление, что, пока грузинские войска бомбили миротворцев и Цхинвал, в западной прессе была «полная тишина, как по команде. …Замечательная работа, я вас поздравляю!»[40][41]

Fox News[править]

15 августа телеканал Fox News пригласил в прямой эфир девочку-осетинку Аманду Кокоеву с её тётей (они проживают в США, но во время боевых действий девочка находилась в Цхинвали). Видео сюжета вскоре стало доступно на YouTube[42][43] и на официальном сайте FoxNews[44]. «Тысячи людей стали беженцами в результате войны в Грузии. По некоторым данным — десятки и даже сотни тысяч», — начинает интервью ведущий. «Среди гражданских, имевших несчастье попасть под перекрёстный огонь в этом конфликте, — 12-летняя девочка из пригорода Сан-Франциско, Аманда Кокоева. Она сидела в кафе и вдруг стали падать бомбы. 12-летняя девочка. Ей удалось скрыться в подвале у дяди и она сбежала в Россию. Удалось добраться до Москвы, сесть на самолёт, чтобы вернуться домой. В студии Аманда Кокоева и ее тётя Лора — в прямом эфире из студии в Сан-Франциско».

Ведущий просит Аманду рассказать «что это такое — когда начинается война». Девочка рассказывает, что всю ночь провела с дядей в подвале. «Бомбы падали всю ночь», — спрашивает ведущий. «Я не видела. Но прежде чем сказать что-нибудь ещё, я хочу сказать: мы бежали от грузинских войск, которые бомбили наш город, не от русских войск. Я хочу сказать спасибо русским войскам. Вы нам помогли». В этом момент тётя прочищает горло, что было списано телеканалом «Россия» на попытку перебить ведущим рассказ девочки. «Где ваши родственники, как они?» — продолжает интервью ведущий. Девочка рассказывает, что связь с родственниками отсутствует. «Я не могу себе даже представить — 12-летняя девочка проходит через всё это, это должно быть ужасно» — обращается ведущий к тёте. «Да, это было ужасно. Я хочу сказать по телевидению, чтобы все знали, кто виноват в этом конфликте. Эту войну начал господин Саакашвили, и он агрессор». Ведущий прерывает её и объявляет о рекламной паузе.

После перерыва ведущий говорит: «Эта программа кончается менее, чем через минуту, но я хочу дать вам 30 секунд, чтобы закончить мысль». Лора продолжает: «Мой дом сгорел в Южной Осетии… мы можем винить только одного человека… И грузинское правительство. Я не виню грузинский народ, я виню грузинское правительство, оно должно уйти в отставку…». «…это то, чего хотят русские» продолжает телеведущий и завершает эфир.

Некоторые блоггеры попытались защитить телеканал, предположив, что перерыв был запланирован. Однако автор блога пояснил свою точку зрения: «прерывание рекламой трёхминутного включения — это крайне радикально».[45][46]

Заместитель главы администрации президента России Алексей Громов назвал поведение телеведущего «верхом бесстыдства».[47]

Группа блоггеров провела сравнительный анализ оригинального сюжета Fox News и переводного материла, предложенного «Вестями». Вот к каким результатам они пришли. В материале «Вестей» исчезли первые две минуты интервью, собственно, с самой Амандой Кокоевой — создаётся впечатление, что ей не дали высказаться вообще. Кашель и мычание за кадром — добавлены. Тон ведущего, сочувственный в оригинале — стал в версии «Вестей» хамским. Фраза «я ни за что не стал бы вас перебивать, но у нас реклама» была отрезана и превратилась в нарочито резкое «мы уходим на рекламу». Длинная пауза, когда тётя Аманды Кокоевой молчала, вырезана, и следующее за ней поощрение ведущего, — «ну, говорите» — сливается с предыдущим текстом и звучит неспровоцированным хамством. Кроме того, телеканал «Россия» несколько исказил слова телеведущего. Возможно, это можно списать на неграмотность переводчика. В частности слова, являющиеся ответом на «правительство должно уйти в отставку» — «That’s what the russians wants» («Это то, чего хотят русские»), были переведены как «Это то, что хотят услышать русские». Фраза «This program ends in less than a minute» («У нас осталось менее минуты») была переведена как «Эта программа кончилась минуту назад».[Источник?]

Проверить качество проведенного сравнительного анализа может любой пользователь Интернета, посмотрев оригинал от Fox News и переводную версию «Вестей» на сервисе You Tube.[48] [49]

Были заявления, что компания Google, владеющая сервисом YouTube, блокировала счётчик просмотров ролика. Эти заявления были официально опровергнуты. Компания сообщила, что в сеть выложено несколько практически одинаковых роликов и, возможно, пользователи перепутали их.[50]

17 августа на RuTube появилась видеозапись интервью Аманды Кокоевой и её тёти Лоры Тадеева-Коревиски, где они рассказали о неоднократных интервью американским СМИ, которые все вышли в эфир с изменениями. Лора Тадеева-Коревиски засвидетельствовала факт подачи в эфир разбомблённого Цхинвала, который она знает с детства, как грузинского города Гори после атаки российской армии. Интервью в прямом эфире Лора Тадеева-Коревиски восприняла как «единственный шанс донести правду американскому народу».[51]

The Times[править]

22 августа газета опубликовала редакционную статью, посвященную концерту оркестра под управлением дирижера Валерия Гергиева в разрушенном Цхинвале. В ней Гергиев был жёстко раскритикован за «поддержку российской агрессии»:

Поставив себя на службу пропаганде, прославляющей российскую военную мощь, он перешел черту, отделяющую искусство от политики, красоту от зверства. Дав концерт в честь завоевания, он превратил музыку в инструмент российской внешней политики. <…> Гергиев освятил своим талантом то, что наша газета считает неоправданным актом войны, военным вторжением, вызванным империалистическими устремлениями. Свое мастерство музыканта он проявил, прославляя вооруженную агрессию Москвы.

Музыка и политика (22 августа 2008)

Подлог: действия грузинской армии как действия российской армии[править]

На видео от 8 августа[52] видно, как грузинские танки под смех и ругательства солдат расстреливают жилые дома в Цхинвали и мирных жителей в окна.

Испанский телевизионный канал RTVE выдал данные кадры за действия армии России: «На них показан тот самый момент, когда российские войска входят в Цхинвал, столицу Южной Осетии. Солдат снимает эти кадры на камеру своего мобильного телефона, в то время как танк обстреливает город. В настоящее время точно неизвестно, сколько человек погибло в этой войне. Международные независимые организации сообщают о нескольких сотнях погибших…».[53]

Это не боевые действия, а военные преступления. Прежде всего — это прицельная стрельба по окнам. Здесь есть некое подобие истории с игровыми автоматами. И, наверное, возраст того, кто снимал и ведёт этот огонь, говорит о многом. Это молодые люди, у которых еще не сложилось серьезного отношения к жизни, понимания того, что происходит. Ну и, естественно, очевидно, какой-то инструктаж. За счёт такого огневого поражения — безадресного, патронов не жалея — завоёвывается некоторое моральное превосходство, вседозволенность. Хотя фактически всё, что здесь происходит, по законам нашей цивилизованной планеты называется воинским преступлением. Потому что никакого конкретного противника нет. Идёт война с местным населением.

Анатолий Ноговицын[54]

Редакционный комментарий канала «Взгляд»: «По итогам этой истории [с RTVEspana] стало ясно, что ролик был доступен всем телекомпаниям. Но был использован только одной. И только тогда, когда в редакции (по ошибке) решили, что на нем изображены бесчинства российских солдат. Другие телекомпании, судя по всему, разобрались в ситуации. И ролик не показали. Вывод прост: несмотря на заверения в том, что „у нас нет позиции“ (а в этом нас заверяют практически во всех западных СМИ, с которыми мы пообщались), ролик мог бы стать хитом новостных выпусков всех телекомпаний Запада, но лишь в том случае, если бы солдаты, расстреливающие Цхинвал, были бы российскими. Бесчинствующие грузинские солдаты для новостных выпусков неинтересны.»[55]

Фотографии агентства Reuters[править]

Согласно мнению специалиста по физиологии нервной системы человека, старшего научного сотрудника университета штата Юта, фотографа Брайана Уильяма Джонса, на фотографиях агентства Рейтер, сделанных фотографами агентства Давидом Мдзинаришвили и Глебом Гараничем в зоне боевых действий в Грузии, заметны странные факты, позволяющие предположить их постановочный характер. В частности, на фотографиях[56] агентства «Уносят тело убитой женщины из города Гори»[57] труп держится рукой за медсестру; «Грузины стоят у тела сына в городе Гори» — труп передвинут[58] для смены[59] точки съёмки: «хотелось бы попросить представителей Reuters — найдите хотя бы одну мать, согласную на то, чтобы полуобнаженное тело ее погибшего ребенка таскали таким образом по грязи в то время как фотограф командует, где и как ей стоять и что делать в кадре», — Дэвид Экс.[60]

В связи с этим 18 августа появилось «Официальное заявление агентства Reuters по поводу фоторепортажей из Грузии», подписанное Майклом Стоттом, шефом бюро по России и СНГ: "В некоторых российских средствах массовой информации появились ложные обвинения в адрес Рейтер в публикации постановочных фотографий при освещении конфликта в Грузии. Эти обвинения не соответствуют действительности и не имеют под собой ни малейшего основания. Рейтер провел внутреннее расследование и со всей ответственностью заявляет, что фоторепортажи из Грузии не являются инсценировкой, а освещение конфликта полностью соответствует принципам Reuters Trust, особенно положению о «честности, независимости и беспристрастности как неизменной и обязательной основе работы журналистов Рейтер».

Бильд[править]

15 августа опубликована статья под заголовком «Мечтает ли Россия о новой советской империи?» с фотографией Путина смотрящего на карту России.[61][62]

16 августа было опубликовано интервью бывшего канцлера Германии Герхарда Шрёдера. В интервью Шрёдер обвинил грузинское правительство и назвал Саакашвили азартным игроком.[63]

Файл:Bild - reportage.jpg
Заголовок «Россия провоцирует Запад»

27 августа немецкая газета «Бильд» опубликовала две статьи на тему кризиса в Южной Осетии. В одной, под заголовком «Россия провоцирует Запад» (на фото), Россия обвиняется в связи с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии и отмечается, что федеральный канцлер Германии Ангела Меркель выразила ноту протеста в связи с этим событием. Вторая статья — интервью президента Грузии Саакашвили немецкому журналисту, где он выражает свою надежду на помощь Европы.[64]

Le Figaro[править]

13 сентября премьер-министр РФ Владимир Путин дал в Сочи интервью газете. Вариант интервью, опубликованный на сайте газеты был существенно обрезан, в результате чего из него исчезли многие пассажи Путина, излагающие российскую точку зрения на войну, его взгляд на проблему борьбы с терроризмом и многое другое[65][66].

Освещение войны в российских СМИ[править]

В российских СМИ августовскую эскалацию южноосетинского конфликта преподносили как «геноцидальную агрессию режима Саакашвили»[67], часто к действиям грузинской стороны применялся термин блицкриг[68].

Была представлена[69] информация о бомбёжке грузинской авиацией колонны с гуманитарной помощью. Позднее другие источники опровергали эту информацию.[70]

Российские СМИ выставляли грузинского президента как «человека с неустойчивой психикой», имеющего «поражение мозга на органическом уровне»[71], что подтверждают и профессиональные психологи[72]. Вице-спикер Госдумы России Любовь Слиска сравнила Саакашвили с Гитлером.[73]

Действия российской стороны получили название «миротворческой операции» или «операции по принуждению к миру».[74]

21 августа 2008 всемирно известный дирижёр Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил в Цхинвали с концертом на заполненной до отказа площади в центре города в связи с жертвами среди мирного населения в войне[75]. Перед концертом он произнёс краткую речь, в которой, в частности, сказал:

Мировое сообщество говорит, что русские вошли в Грузию? Но никто не говорит, что тысячи людей заживо были погребены в спящем городе! Так что, бить из танков по детям — это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!…

Лидия Денисенко: Цхинвал: послезавтра после дня независимости[76]

Гергиев был небрит: когда осетины скорбят о погибших, они не бреются. В программе концерта символически прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича — та самая, которая звучала в блокадном Ленинграде.

Некоторыми СМИ концерт был воспринят как «инструмент российской внешней политики».[77]

Журнал «Власть» от 1 сентября 2008 года[78] приводил ряд конкретных примеров ошибок, искажений и намеренной дезинформации со стороны российских официальных лиц, электронных СМИ и таблоидов («Комсомольская правда» и «Известия») при освещениии событий и обстоятельств конфликта.

Телеканал «Вести» в спецвыпуске о войне в Осетии процитировал слова абхазского президента Сергея Багапша: «После трагических событий в Цхинвали международное сообщество должно признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Действия Грузии в Южной Осетии можно охарактеризовать исключительно как геноцид осетинского народа. Думаю, что после таких событий ни у кого не должно остаться иллюзий, что Абхазия и Южная Осетия смогут сосуществовать с Грузией в едином государстве».[79]

Грузинская акция протеста на Олимпийских играх[править]

9 августа президент Грузии М. Саакашвили сообщил о том, что спортсмены из олимпийской команды Грузии, находившейся в Пекине на Олимпиаде-2008, в связи с осетинской войной «собираются провести акцию протеста, чтобы привлечь внимание мира к тому, что сегодня происходит в Грузии. Согласно уставу олимпийского комитета, это повлечёт за собой дисквалификацию спортсменов».[80] В тот же день олимпийская сборная Грузии, после встречи с женой грузинского президента гражданкой Нидерландов Сандрой Руловс, объявила о том, что покидает Олимпиаду. Грузинская олимпийская сборная, в соответствии с Олимпийским уставом, могла быть дисквалифицирована на восемь лет.[81] Однако грузинская команда осталась на Олимпиаде. Как сообщалось, «после убедительной просьбы» президента Саакашвили спортсмены изменили своё решение и продолжили участие в Олимпиаде.[82]

На закрытии Олимпийских Игр в Пекине флаг США несла грузинка Хатуна Лориг, ранее выступавшая за сборную Грузии.[83]

Реакция общественности[править]

«Репортёры без границ» осудили интернет-войну Грузии и России. Организация подготовила документ, в котором говорится: «Интернет стал полем битвы, в котором информация — первая жертва. С одной стороны, главные грузинские провайдеры закрыли доступ к российским сайтам. С другой — грузинские правительственные веб-сайты подверглись атаке российских хакеров». При условии, что в настоящее время радиостанции, телевидение и газеты «предоставляют очень мало независимой информации, интернет является жизненно необходимым для общества, поэтому эти атаки должны быть немедленно прекращены», подчёркивается в документе. [84]

Международные парламентарии подтвердили факт грузинской агрессии

Военную акцию со стороны Грузии в отношении Южной Осетии можно рассматривать как агрессию, к такому выводу пришел представитель парламента Украины Сергей Гордиенко, который в составе международной парламентской делегации побывал 5 сентября в Цхинвали. "Агрессия в отношении маленькой Осетии однозначно была, акты геноцида однозначно были. Тех кто задает вопросы об адекватности действия России, пусть зададутся вопросом, а кто должен был остановить этих "зарвавшихся демократов"? Ведь кто-то должен был. И нашлись такие люди, нашлась такая страна, которая встала на защиту осетинского народа", - сказал он в субботу на пресс-конференции в РИА Новости.

Украинский парламентарий призвал СМИ к объективному освещению событий, произошедших в Южной Осетии. Он выразил сожаление, что телеканалы Украины давали тенденциозную оценку происходящего.

"Они выдавали ту картинку, которая шла по мировым телеканалам", в результате чего у людей формировалась мнение, что Россия выступает в этом конфликте как агрессор, сказал Гордиенко.

Однако реальность, по его словам, была далека от той ситуации, которая создавалась СМИ.

"То что мы увидели там (в Южной Осетии) людей нашего поколения просто потрясает. Мы увидели, то, что видели в кинохронике и фото о Сталинграде. Это очень жестоко", - сказал Гордиенко.

По его мнению, необходимо ставить вопрос об ответственности тех, кто дал приказ об уничтожении мирных жителей.

"Факт геноцида на лицо, и эти преступления не имеют срока давности. Тот, кто отдавал приказы, должен быть привлечен к ответственности", - сказал украинский парламентарий.

С ним солидарен его коллега депутат Сейма Латвии Николай Кабанов, который также посетил Цхинвали.

"То, что мы увидели - это был настоящий шок, это абсолютно перекрывает рассудок", - сказал Кабанов.

"Считаю, что осетинский народ заслужил быть единым и независимым. Реакция России на события была не жесткой, она была мягкой", - добавил он.

Делегация в составе около 20 человек, среди которых - члены Федерального собрания РФ, а также зарубежные парламентарии и представители общественных организаций, в пятницу посетила Цхинвали (Южная Осетия).

Помимо россиян, в Цхинвали прибыли представители парламентов Чехии, Болгарии, Латвии, Молдавии, Украины, а также члены общественных организаций Словакии, Армении, Франции и США.[85]

Примечания[править]

  1. "В Грузии в субботу отключат вещание всех российских телеканалов". Интерфакс. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  2. "Грузия прекращает вещание российских телеканалов". Лента.ру. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  3. "В Грузии возобновлено вещание российского телеканала RTVi". Кавказский узел. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  4. "В Грузии прекратил вещание телеканал, транслировавший «Эхо Москвы»". РИА «Новости». Retrieved 18 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  5. "Официальный сайт МИД Грузии взломан хакерами". Интерфакс. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  6. "На сайте МИД Грузии появился коллаж с Гитлером". Лента.ру. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  7. Сайты РИА Новости подвергаются непрерывным DOS-атакам (РИА «Новости», 10.08.2008)
  8. Сайт телеканала Russia Today подвергся атаке хакеров (РИА «Новости», 10.08.2008)
  9. а б "Охота на сайт. Президент Саакашвили не держит интернет-удар". «Российская газета» № 4727. Retrieved 16 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  10. "Президент Польши Лех Качиньски предоставил правительству Грузии свой сайт". Stringer.ру. Retrieved 16 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  11. www.prezydent.pl
  12. "У здания грузинского посольства в Москве разбит палаточный городок". Лента.ру. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  13. "В Тбилиси заблокированы все интернет-сайты с доменом .ru". Интерфакс. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  14. "В Тбилиси заблокированы все сайты рунета". NEWSru. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  15. Грузия заблокировала сайты в доменной зоне .ru (Lenta.ru, 09.08.2008)
  16. а б Tom Espiner. "Georgia accuses Russia of coordinated cyberattack". CNET Networks. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  17. "Война или «принуждение к миру»?". Каспаров.ru. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  18. Сергей Ёлкин. Принуждение к миру в Сети: война в Интернете велась не менее ожесточенно, чем в реальной жизни // Время новостей, 18.08.2008)
  19. Власти РФ не причастны к кибер-атакам на грузинские сайты — эксперт (РИА «Новости», 21.08.2008)
  20. Можно ли считать атаки хакеров важным фактором в информационной войне? (РИА «Новости», 12.08.2008)
  21. Блогосфера стала ареной войны за общественное мнение — эксперт (РИА «Новости», 12.09.2008)
  22. Спецслужбы Грузии атакуют осетинские сайты, почту и «аськи» (Росбалт, 12.09.2008)
  23. "Peace bid as Ossetia crisis rages". BBC. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |lang= ignored (help); Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  24. "Russian warplanes target Georgia". CNN. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |lang= ignored (help); Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  25. По другой версии, разрушения в Гори были вызваны пожаром на уничтоженном складе боеприпасов и являлись следствием обустройства данного склада вблизи жилых домов.
  26. "Более 100 иностранных журналистов побывали за три дня в Цхинвали". РИА «Новости». Retrieved 16 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  27. "Итальянские СМИ, освещая события в Южной Осетии, вешают на уши итальянцам макароны". «Вести-Северный Кавказ». Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  28. Сергей Старцев. Глобальные СМИ в информационной войне против России («Limes», Италия, 10 сентября 2008)
  29. "Путин возмущён цинизмом западных политиков, защищающих Грузию". «Известия», Новости@mail.ru. Archived from the original on 2012-07-16. Retrieved 12 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  30. Трансляция интервью В. В. Путина на Всемирном телеканале BBC с подстрочным переводом. 12 августа, несколько раз.[Источник?]
  31. "Председатель комитета Госудумы России: западные СМИ освещали события в Южной Осетии «безобразно»". «Жэньминь Жибао». Retrieved 16 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  32. "Горбачёв обвинил в начале войны грузинское руководство". Лента.ру. Retrieved 18 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  33. "Михаил Горбачёв: Саакашвили заслуживает того, чтобы его лишили доверия собственного народа, но это дело самих грузин". NEWSru. Retrieved 18 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  34. "Интервью Михаила Горбачева в прямом эфире ток-шоу Ларри Кинга на телеканале Си-эн-эн (CNN LARRY KING LIVE)". gorby.ru. Retrieved 29 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  35. Александр Брод: западных правозащитников не интересует трагедия Южной Осетии Полит.ру, 21 августа 2008
  36. Текст интервью В. В. Познера передаче «Особое мнение» Эхо Москвы, 26 августа 2008
  37. CNN выдал кадры из Цхинвали за вид разрушенного Гори — российские СМИ // РИА Новости, 8 сентября 2008
  38. Журналисты Russia Today обвинили CNN в подлоге Газета.ру, 8 сентября 2008]
  39. «Я расскажу вам об ужасах этнической чистки» («La Nazione», Италия, 19 августа 2008)
  40. Политика: В России: Премьер-министр Владимир Путин: «Ну, наглости просто нет предела». 12.09.2008, 09:32, «Известия», на news.mail.ru
  41. Владимир Путин — об агрессии Грузии: «Нам что, надо было утереться кровавыми соплями?» 12.09.2008, 02:35, «Комсомольская правда», на news.mail.ru
  42. http://ru.youtube.com/watch?v=Q5SU8bmCdnk&fmt=18
  43. http://ru.youtube.com/watch?v=H8XI2Chc6uQ
  44. [1]
  45. http://www.rian.ru/society/20080815/150404164.html
  46. "Скандал вокруг телесюжета, или «мы прервёмся на рекламу»". Интерфакс. Retrieved 16 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  47. http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=27513
  48. http://www.izbrannoe.ru/43855.html#new_one
  49. RuTube // переводная версия Вестей интервью Fox News
  50. http://www.lenta.ru/news/2008/08/18/youtube/
  51. http://rutube.ru/tracks/932405.html?v=d754200ea10063c05481062a60c9affc
  52. http://mreporter.ru/ReporterMessages!viewReport.do?reportid=13862
  53. Испанское ТВ пошло на подлог (видео) Газета «Взгляд», 8 сентября 2008]
  54. Шокирующие кадры из Цхинвала Дни.ру, 3 сентября 2008
  55. Испанское ТВ признало ошибку. Газета ВЗГЛЯД получила извинения от испанского телеканала RTVE. 10 сентября 2008, 23:20. Текст: Редакция
  56. [2]
  57. [3]
  58. [4]
  59. [5]
  60. Экспертиза: Фотографии Reuters — оружие в борьбе с Россией? Еженедельник «2000», № 37(429), 12 сентября 2008
  61. http://www.bild.de/BILD/news/politik/2008/08/15/traeumt-russland/vladimir-putin-vor-landkarte-10047184-mfbq-teaser,templateId=renderPopup.html
  62. http://www.bild.de/BILD/news/politik/2008/08/15/traeumt-russland/von-einem-neuen-sowjet-reich.html
  63. http://www.bild.de/BILD/news/politik/2008/08/16/gerhard-schroeder/georgien-kauskasus-krieg-praesident-saakaschwili-ist-ein-hasardeur.html
  64. http://www.bild.de/BILD/news/politik/2008/08/27/georgiens-praesident-saakaschwili/im-BILD-interview-ueber-den-kaukasus-konflikt.html
  65. «Н.Саркози сыграл большую роль в мирном урегулировании» (интервью В. В. Путина газете «Le Figaro» 13 сентября 2008). Курсивом по ссылке выделены места, удаленные газетой
  66. Сильвен Ляпуа (Sylvain Lapoix). Сильнее чем 'Правда': Figaro подвергает цензуре Путина («Marianne», Франция, 18 сентября 2008)
  67. «Метастазы Косова» и «лузерский блицкриг» Саакашвили: отклики с Балкан на кавказский кризис
  68. Блицкриг Саакашвили
  69. Колонна с президентом Северной Осетии подверглась бомбардировке
  70. Северная Осетия опровергла информацию об обстреле колонны с президентом
  71. СМИ: Саакашвили пытался покончить с собой
  72. Психолог Виноградов: Саакашвили - человек с неустойчивой психикой и большими амбициями (NEWSru.com, 11 августа 2008)
  73. Л. Слиска сравнила М. Саакашвили с Гитлером
  74. Медведев поручил разработать программу перевооружения армии с учетом итогов миротворческой операции в Южной Осетии
  75. Концерт в Цхинвали. Прямой эфир
  76. Лидия Денисенко. Цхинвал: послезавтра после дня независимости. Еженедельник «2000», № 36 (428), 5 сентября 2008
  77. Следует ли осуждать Гергиева за концерт в Южной Осетии?
  78. "У патриотизма глаза велики". Власть. Retrieved 3 сенября 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  79. http://rutube.ru/tracks/929615.html?v=b0b5dd8b1c1a4b00c329d9d224ea6ba4
  80. "Саакашвили: грузинские спортсмены покинут Олимпиаду". SportWeek. Retrieved 10 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  81. "Члены грузинской олимпийской сборной покидают Пекин". Газета «Взгляд». Retrieved 10 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  82. "Грузинская олимпийская сборная остается в Пекине". Интерфакс. Retrieved 11 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  83. Флаг США несла грузинка. Деловая газета «Взгляд», 24 августа 2008
  84. "«Репортёры без границ» осудили интернет-войну Грузии и России". Подробности-ТВ. Retrieved 15 августа 2008.  Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  85. "Международные парламентарии подтвердили факт грузинской агрессии". Retrieved 6 сентября 2008.  Unknown parameter |puplisher= ignored (help); Unknown parameter |datepublished= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)

Ссылки[править]

Фото и видео[править]