Фёлькишер Беобахтер

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к: навигация, поиск

Фёлькишер Беобахтер

Völkischer Beobachter
Freiheit und Brot!
«Фёлькишер Беобахтер» за 31 января 1933 года, первая полоса




Издатель:
НСДАП
Страна:
Германия Германия
Главный редактор:
Г. Эссер / Д. Эккарт / В. Вайсс / А. Розенберг


Закрытие:
30 апреля 1945


Направление:
Национал-социализм
Язык:
немецкий



«Фёлькишер Беобахтер» (нем. Völkischer Beobachter, то есть, «Народный обозреватель») — германская газета, печатный орган НСДАП.

История[править]

Первоначально права на газету принадлежали издателю Ф. Эйеру (Franz-Eher-Verlag), вдова которого после его смерти продала их в 1918 году масонскому обществу «Туле» («Thulegesellschaft»).[1] Глава общества Р. фон Зеботтендорф выложил за них 5 тысяч марок.

В декабре 1920 года за 120 тысяч марок А. Гитлер выкупил издательство, выпускавшее газету, ставшее позже печатным издательством НСДАП. Приобретение издательства было покрыто тайной.[2]

Около половины суммы внесли военные. Друг Гитлера Д. Эккарт, ставший в августе 1921 года главным редактором «Völkischer Beobachter», получил от генерала Ф. Риттера фон Эппа сумму в 60 тысяч марок на поправку финансового положения собственного издательства. Риттер фон Эпп был покровителем нацистской партии и начальником Э. Рема в рейхсвере, поэтому вполне вероятно, что средства поступили из засекреченных военных фондов. Тем не менее, в письме от 18 декабря 1920 года Гитлер благодарил Эккарта за оказанную в последние минуты помощь в приобретении собственной газеты. Поручителями за выплату суммы стали нотариус из Аугсбурга Г. Грандель и сам Д. Эккарт.

Ещё во времена Эккарта — первого главного редактора газеты — сотрудником в «Voelkischer Beobachter» стал А. Розенберг, оказавший впоследствии большое влияние на превращение газеты в рупор партии.

Приобретённое Гитлером издательство оказалось во владении общества с ограниченной ответственностью, состоявшего из восьми человек с капиталом в 120 тысяч марок. До сих пор остаётся открытым вопрос о погашении долга. В документе, удостоверяющем покупку, от 17 декабря 1920 года значатся имена трёх членов общества: А. Дрекслера, фройляйн К. Бирбаумер и Д. Кунце, уплативших 56 500 марок. Неизвестно, была ли внесена оставшаяся сумма (63 500 марок), полученная Эккартом у фон Эппа. В другом документе о покупке от 16 ноября 1921 года указано, что долями всех членов общества владел уже Гитлер, который к тому времени стал главой НСДАП, являясь вместе с тем председателем Национал-социалистического рабочего общества (NS-Arbeiterverein).

В январе 1921 года Гитлер написал одну из своих первых статей «Народная идея и партия», в которой, бросая вызов национальному движению, назвал его бесплодным и бездейственным. Стиль и заголовки статей Гитлера в газете были исполнены пафоса и призыва к действию по разрушению Версальской системы и созданию национального движения: «Заблуждение или преступление», «Ратенау и Санчо Панса», «Государственные мужи или национальные преступники», «Глупее кошек и плохо, как еврей».

Йозеф Пикл

Управляющим директором «Völkischer Beobachter» (нем. Geschäftsführer der Völkischen Beobachters) с 16 ноября 1921 по 4 января 1922 являлся Йозеф Пикл.[3]

Издательство «Völkischer Beobachter» контролировалось казначейством партии. Председателем совета по надзору за деятельностью издательства также был Гитлер, который передал эти полномочия своему бывшему фронтовому начальнику М. Аманну. Аманн принял руководство издательством в апреле 1922 года и при нём оно стало процветать. Финансирование в первое время (до 1923 года) осуществлялось за счёт читателей, прежде всего членов партии.

Газета выходила два раза в неделю и имела три колонки. Как ежедневная газета она начала издаваться с 8 февраля 1923 года уже с пятью колонками (с 29 августа 1923 года — с шестью) и большим форматом. Несмотря на рост инфляции, тираж газеты увеличивался, составив в 1923 году 30 тысяч экземпляров.

9 ноября 1923 года после национал-социалистического путча партия и газета были временно запрещены.

Газета печаталась трудночитаемым старогерманским шрифтом — фрактурой, развившимся на основе готического письма. Это затрудняло распространение немецкой газеты за пределами Германии, так как все остальные газеты перешли на доступный для восприятия латинский шрифт — Antiqua-Type. Национал-социалисты, дабы подчеркнуть исключительный характер своей газеты, закрепили за шрифтом название «еврейское письмо».

В 1925 году редактором «Völkischer Beobachter» стал А. Розенберг, сменивший на этом посту В. Вайсса. С того же года газета начала выходить с эмблемой, на которой был изображён орёл со свастикой, — опознавательный знак НСДАП, а в заголовке указывалось — «издатель — Гитлер». За названием и эмблемой газеты следовала надпись «Боевая газета национал-социалистического движения Великой Германии» и лозунг — «Свобода и хлеб».

С 1926 года в «Völkischer Beobachter» начали печатать иллюстрации к текстам, что повысило популярность газеты. С 1928 года увеличилось количество служащих издательства с одного редактора и четырёх служащих до 7 и 34 соответственно. Увеличение тиража газеты и её продаж принесло издательству прибыль почти в 4 млн марок (1932).

К началу Второй мировой войны газета имела, кроме берлинской, ещё венскую, мюнхенскую и северогерманскую версии. Причём в освещении внутреннего положения Германии и вопросов внешней политики все они несколько отличались друг от друга. Так, венское издание занималось, главным образом, положением на юго-востоке Европы, тогда как северогерманское уделяло больше внимания Скандинавии. Газета печаталась в типографии книжного дома А. Мюллера «M. Muller & Sohn» в Мюнхене, а также в его филиалах в Берлине и Вене. В каждой иногородней редакции «Voelkischer Beobachter» управлял представитель главного редактора: в Берлине и на севере Германии с 25 марта 1933 года — К. Кранц, после перевода которого в имперскую палату прессы его заменил Т. Зиберт, в Мюнхене с марта 1933 года — Й. Берхтольд, с 1943 года — Б. Мойнир, в Вене с 1941 года — В. Шмитт, позднее — К. Пфайфер.

Чтобы и дальше убеждать немцев в количественном превосходстве партийной газеты над другими, тираж «Völkischer Beobachter», о котором раньше мог узнать любой немец, в годы войны уже не печатался на её страницах. О нём умалчивали, называя это «военной тайной».

В ночь с 12 на 13 июня 1941 года в газете была опубликована статья Й. Геббельса «Крит как пример», а рано утром (около 5 часов по берлинскому времени), сразу же после развозки тиража данный номер был поспешно конфискован. Целью инсценировки «скандала» было намекнуть СССР, что Германия готовится высадить десант на остров, то есть напасть на Великобританию. Начальник оперативного штаба вермахта генерал А. Йодль был просто в восторге от геббельсовской задумки.[4]

Примечательны крупные сенсационные заголовки в газете в июле 1941 года:

  • 3 июля — «Хаос в советской армии»;
  • 4 июля — «Оборонная сила советской армии сломлена»;
  • 5 июля — «Германская армия преследует противника по всему фронту»;
  • 6 июля — «Развал дисциплины в советской армии»;
  • 7 июля — «52 тыс. красноармейцев перешло на германскую сторону»;
  • 8 июля — «Советская авиация окончательно разбита»;
  • 11 июля — «Окончательно победила германская армия»;
  • 13 июля — «Линия Сталина прорвана повсеместно»;
  • 18 июля — «Большевики бросили в бой последние резервы»;
  • 19 июля — «Ближайшие дни могут принести исторические события»;
  • 20 июля — «В советской армии начался хаос».

В годы войны интерес к газете стал снижаться, особенно после первых поражений армий вермахта. В редакционных коллективах Берлина, Вены и Мюнхена политика германского руководства стала чаще подвергаться критике. «Пораженческие ноты» стали проникать в редакционную среду «Völkischer Beobachter» особенно после 1943 года, когда в редакции газеты стали работать сотрудники закрытой в том году «Frankfurter Zeitung», образовавшие так называемый «буржуазный элемент». Прежде всего такая критика стала появляться в берлинской редакции газеты. Ввиду этого был усилен контроль за «Völkischer Beobachter» со стороны пресс-службы правительства Рейха, государственного секретаря министерства пропаганды и начальника имперской прессы НСДАП — О. Дитриха.

30 апреля 1945 года под обстрелами американцев в типографии Мюнхена вышел последний выпуск «Völkischer Beobachter», однако широкого распространения этот номер не получил, поскольку коммуникации и сама типография находились под надзором американских вооружённых сил.

Интересные факты[править]

  • Анонимный автор письма на имя А. А. Жданова от 2 мая 1941 года писал по поводу одобрения действий СССР гитлеровской газетой, что «всякое одобрение, которое мы слышим от „Фёлькишер беобахтер“, для нас, рядовых советских граждан, равносильно одобрению „Нового времени“ или Пуришкевича».[5]
  • В декабре 1942 года среди советских солдат распространялась сатирическая листовка «Вралишер тарабахтер», пародировавшая «Völkischer Beobachter».[6]

Примечания[править]

  1. По другой версии, общество «Туле» являлось тайной немецкой шовинистической организацией, выступавшей против масонства. См.: Хасс Л. Еще раз о масонстве в России начала XX века // Вопросы истории. — 1990. — № 1. — С. 25.
  2. С июля 1918 по май 1919 редакция газеты Munchener Beobachter und Sportblatt (до июня 1918 еженедельник, издававшийся в восточных окрестностях Мюнхена с 1868 года, назывался просто Beobachter) находилась в помещениях Общества Туле. После революции Советов с Мюнхене в 1919 Зеботтендорф переместил редакцию в помещения националистической Deutsch-Sozialistische Partei (DSP), основанной в 1918. С этого момента Ганн Георг Грассингер (лидер DSP) стал основным управляющим газетой и она превратилась в официальный орган его партии в Мюнхене. Летом 1919 издатели DSP стали расходиться между собой во взглядах и Зеботтендорф пригласил свою сестру Дору Кунц и свою возлюбленную Кати Бирбаумер, номинального собственника газеты, на встречу в Констанцу, чтобы прояснить ситуацию и отказаться от неподходящих людей. Газета превратилась в компанию с ограниченной ответственностью. Уставной капитал новой компании Franz Eher Verlag Nachf составлял 120 000 марок, распределенный между двумя вкладчиками: доля Бирбаумер составляла 110 000 марок, Кунц — 10 000 марок. К 20 марта 1920 вкладчики были уже иные: Готфрид Федер — 10000 марок, Франц Ксавер Эдер — 10000, Франц фон Фрейлиц — 20000, Вильгельм Гутберлет — 10000, Теодор Хейсс — 10000, Карл Альфред Браун — 3500, Дора Кунц — 10000, Кати Бирбаумер — 46500. Готфрид Федер был одним из первых сторонников Гитлера; Фрейлиц и Хейсс состояли в Обществе Туле. Зеботтендорф и его дамы утратили контроль над газетой и 17 декабря 1920 контроль перешёл к Антону Дрекслеру, а в ноябре 1921 к Гитлеру. Источник: Николас Гудрик-Кларк. Оккультные корни нацизма. Евразия. c.164‒165 ISBN 5-85233-003-18
  3. axishistory
  4. Волков В. К. Призрак и реальность «Барбароссы» в политике Сталина (весна—лето 1941 г.) // Вопросы истории. — 2003. — № 6. — С. 48.
  5. Цит. по: Невежин В. А. Метаморфозы советской пропаганды в 1939—1941 годах // Вопросы истории. — 1994. — № 8. — С. 169.
  6. Мельниченко М. А. Феномен фронтового анекдота: народное творчество или инструмент агитации // Российская история. — 2009. — № 6. — С. 32. [1]

Литература[править]

  • Турыгин А. А. Возникновение и деятельность главного печатного издания НСДАП // Вопросы истории. — 2010. — № 4. — С. 148—153.
  • Турыгин А. А. На службе у фюрера, партии и государства: к истории возникновения и развития «Völkischer Beobachter» — главного печатного издания НСДАП // Вестник РГГУ. — 2010. — № 18 (61)/10 : Серия «Исторические науки. Всеобщая история». — С. 187—199.
  • Залепеев В. Н. Немецкая пресса в первый месяц Великой Отечественной войны // Вопросы истории. — 2011. — № 9. — С. 148—152.